И в горе, и в радости…
11 марта 2016Очень многие из молодых людей, готовясь вступить в брак, задают себе вопрос: «А нужно ли нам венчаться в храме?» И, действительно, каков смысл Таинства Венчания? О чем нужно знать и помнить молодым людям или супругам, имеющим желание обвенчаться? Эти и другие вопросы были заданы настоятелю храма в честь Воздвижения Креста Господня г. Вольска священнику Михаилу Воробьеву.
— Отец Михаил, что такое венчание и для чего нужно заключать христианский брак?
— Венчание — это Таинство, соединяющее мужчину и женщину особым союзом, в котором действует Божественная благодать, помогающая супругам преодолевать их человеческие немощи (недостатки). Именно для возможности духовного совершенствования и спасения души в условиях супружеской жизни люди должны приступать к Таинству Венчания.
— Можно ли венчаться, не заключая официального брака?
— Нежелание молодых людей регистрировать брак в установленном государством порядке позволяет предположить, что их намерение не вполне серьезно. Создается впечатление, что человек оставляет для себя пути отступления, возможность пренебрежительного отношения к браку, и, в этом случае, конечно, Церковь не будет венчать такую пару. Регистрация брака в загсе является одним из признаков серьезности намерений. Очень многие люди, недостаточно представляющие себе сущность духовной жизни, относятся к венчанию просто как к обряду — красивому, торжественному, но не более того. Однако венчание накладывает на человека определенные обязанности, хотя и дает большие преимущества. И очень часто преимуществами человек готов воспользоваться, а обязанности принять — нет. И задача священника — предупредить, что бремена, которые накладываются венчанием, могут оказаться неудобоносимыми для конкретного человека.
— По каким-то причинам желающим обвенчаться могут отказать?
— Прежде всего, оба человека, которые хотят повенчаться, должны быть православными христианами, причем не формально, а по существу. То есть это должны быть верующие люди, которые живут церковной жизнью и достаточно ясно представляют себе свои обязанности в христианском браке. Если этого нет, то, конечно, на просьбу повенчать священник может ответить не отказом, а предложением хорошо подумать. При государственной регистрации брака от подачи заявления до свадьбы проходит месяц, и мы можем попросить подождать какой-то срок в зависимости от того, что открывается во время разговора с людьми, желающими обвенчаться. Можно предложить молодым людям или супругам помолиться о том, чтобы Господь благословил их намерения. И затем, когда священник убедится в серьезности намерений людей, он совершит Таинство Венчания. Нельзя венчать людей, страдающих психическими заболеваниями, поскольку это является препятствием для осуществления обязанностей брака, неверующих и не принадлежащих к Русской Православной Церкви. Обычно не венчают и людей после 75 лет.
— Как вы считаете, стоит ли венчаться в день официального бракосочетания?
— Конечно. Нужно лишь помнить о том, что дата свадьбы должна тогда соответствовать церковному календарю. В соответствии с ним Таинство Венчания может совершаться далеко не каждый день.
— Как правильно подготовиться к венчанию?
— Надо испытывать себя и задаваться вопросом: «А готов ли я быть достойным супругом?» У Пушкина есть такие хрестоматийные строки: «Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать». Для современного человека это очень торжественные, но отвлеченные слова. Он не особенно хочет мыслить и уж, тем более, не захочет страдать. Пушкин не был каким-то экзотическим любителем страданий, он был очень жизнелюбивым человеком, и мы об этом прекрасно знаем, но страдание – неизбежная часть нашей жизни. И есть страдание, которое преображает судьбу, или страдание, которое превращается в радость. Тут можно вспомнить и Блока: «Мелодией одной звучат печаль и радость». И человек, вступая в брак, должен понимать, что его ждут не только сладкие пряники, образно выражаясь, но и страдания, и несение не только своих немощей, но и немощей другого человека. Патриарх-католикос всея Грузии Илия II как-то замечательно сказал: «Любовь — это благодать Божия, которая сильнее солнца». Очень красивые слова, и действительно, любовь — благодать, способная превозмочь все, поэтому перед тем как венчаться, человек должен задать себе вопрос: «А есть ли у меня такая любовь?» Можно вспомнить и слова апостола Павла: «Носите бремена друг друга и тем исполните закон Христов». Закон Христов можно исполнить по-разному: молитвой, аскетическим образом жизни, как монахи, но можно исполнить и таким легким на первый взгляд, способом, нести по жизни бремена друг друга, что и предполагает супружеская жизнь.
— Можно ли расторгнуть христианский брак или развенчаться?
— Развенчаться невозможно, это Таинство совершается раз и навсегда. Возможно, в ряде случаев, получить благословение на повторный брак, если существующий фактически распался по объективным причинам. Что касается всех поводов для благословения на вступление в повторный брак, то они изложены в Основах социальной концепции Русской Православной Церкви, там есть раздел «Брак и семейные отношения» с общими положениями, а каждый конкретный случай рассматривает правящий архиерей той епархии, в которой заключался брак.
— А какие могут быть поводы для расторжения брака?
— Смерть одного из супругов, измена, психическое заболевание мужа или жены, длительное — в течение очень многих лет — отсутствие одного из супругов. Но следует помнить о следующем. Если сказано, что супружеская измена может быть весомым поводом для расторжения брака, это не значит, что брак необходимо сразу расторгнуть. Даже если есть факт измены, Церковь знает, что такое покаяние, знает, что человек может измениться, и старается помочь людям найти в себе силы простить своего супруга или супругу и наладить жизнь, исходя из той любви, что соединила двух людей в единый союз в самом начале.
— Учитывая, что христианский брак — большая ответственность, одобряете ли вы ранние браки?
— Каких-то принципиальных возрастных ограничений при вступлении в брак быть не может. Есть рамки, оговоренные законодательством, — молодой человек может вступать в брак с 18 лет. И возраст не имеет принципиального значения, важнее духовное состояние человека. И зачастую у молодого человека оно чище, непосредственнее, свежее, человек еще не отравлен негативным опытом жизни. У него нет опыта нелюбви, нет опыта эгоизма и утвердившегося самолюбия. Поэтому ранние браки вполне возможны, и часто они оказываются самыми счастливыми.
— Мне неоднократно приходилось слышать, что в венчанном браке жить легче. Чем?
— Легче от того, что он наполнен пониманием, что семья — это не просто случайно сформировавшийся союз, а союз, в котором у людей одна общая цель — спасение души. И как тяжелую корзину легче нести вдвоем, так и по жизни легче идти, на кого-то опираясь.
По материалам сайта: http://www.pravoslavie.ru/