692331, Приморский край, г.Арсеньев, ул.Социалистическая, 115

+7-924-33-44-934 arsoroik@arsoroik.ru Прислать новость
Отдел религиозного
образования
и катехизации Арсеньевской епархии
Назад

Диакон Павел Сержантов: «Опыт исихастов – ядро православной аскетики»

21 апреля 2016

18-20 апреля в Дальневосточном федеральном университете на базе кафедры  теологии и религиоведения Школы гуманитарных наук был прочитан спецкурс «Православная духовность в контексте религиозных традиций и новых религиозных движений». Спецкурс прочел кандидат философских наук, доцент кафедры систематического богословия и патрологии Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета диакон Павел Сержантов.  Лекции прослушали сотрудники Отдела Религиозного Образования  и Катехизации Арсеньевской епархии: руководитель ОРОиК монах Герман (Астахов) и иподиакон Владимир Пыжиков. В ходе мероприятия были озвучены  такие темы, как «Православная духовность и исихастская традиция», «Ступени исихастской лествицы», «Этапы духовного пути в практике  дзен-буддизма и суфизма», «Ступени духовного восхождения в неопятидесятническом движении». Во время спецкурса было дано разъяснение, что такое духовность, какого человека можно назвать духовным: «Что же делает человека духовным? Это присутствие Духа Божия… «Как человек душевный… становиться человеком духовным, как это происходит,  благодаря чему, что это за жизнь такая?» По мнению диакона Павла Сержантова:  «Духовным человека делает общение с Богом, духовный опыт Православной Церкви опирается на то, что в мир принес Господь Иисус Христос и, что Он передел своим ближайшим ученикам – апостолам, т.е. посланникам; первое звено этой традиции православной духовности – это звено апостольское». Из дальнейшего рассказа слушатели узнали, что второе звено цепочки духовности – мученики, а третье – монахи.  Говоря о монахах, отец Павел заметил, что монахи и аскетика присущи в каждой религии, если только эта религия не примитивна; но что же отличает православных монахов от монахов других религий? Ответ не заставил себя ждать, это исихазм, или безмолвие. Безмолвники были и есть в других верованиях, но у них молчание устами, в православии же исихазм – молчание не только устами, но и молчание ума.  Путь монашеского восхождения описан в «Лествице» преподобного Иоанна Синайского . 1-7 главы – это ступень покаяния, 8-26 – ступень борьбы со страстями, 27 – ступень безмолвия, 28 – ступени молитвы (умносердечная и непрестанная), 29 – ступень бесстрастия и 30 – ступень Любви и соцерцания Бога.

Перейдя от исихастской традиции к теме покаяния, отец Павел отметил, что в покаянии участвует Ум человека, он сокрушает  Сердце человека, т.е. стержень, то, что укрепилось в человеке капитально, прошло через всю его сущность. После сокрушения Сердца, необходимо возводить новое, основанное на духовности.  Покаяние бывает законным, как покаяние апостола Петра, и незаконным, как у Иуды. Отец Павел выделил три покаянных чувства: печаль по Богу; память смертная и страх Божиий. Когда зашел разговор о страстях, во время разбора гнева, был задан вопрос : «А является ли страстью праведный гнев?». Лектор отвечал, что ни в коем случае ведь истинное назначение гнева – помощь в борьбе со грехами, страстями и демонами, но никак не против людей. Много различных вопросов было рассмотрено на лекциях диакона Павла Сержантова, но все хорошее когда-нибудь кончается. Отец Павел, окончив лекции, распрощался с благодарными слушателями и стал собираться в обратный путь.